Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

Слайд 1Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Методика «Сонатал», способствующая пренатальному воспитанию Автор Студентка группы 9236 Специальности Акушерское дело Тугашева Татьяна

Слайд 2Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Что такое методика сонатал? Эту специальную и уникальную программу разработал врач М. Лазарев примерно 25 лет тому назад.

Заключается она в том, чтобы беременная могла выносить здорового и активного малыша ей может серьезно помочь специальная музыка и пение.

Под определенные такты барышня напевает песни и тем самым расслабляет и себя и малыша, укрепляет нервную систему и даже задает некоторые черты характера и эстетические вкусы.

Слайд 3Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Для этого были созданы специальные занятия в центрах для беременных. В них мамочки благодаря методике сонатал учатся важным вещам, которые не только помогают при беременности, но и после родов.

  Их учат правильно дышать в различных ситуациях (повысился тонус, плод чересчур активный или наоборот пассивный, если по каким либо причинам женщина ведет малоподвижный образ жизни, что необходимо для поддержки диафрагмы и кислородного питания плода);
На занятиях проводят различные лечебные дыхательные упражнения,  которые помогают правильно циркулировать кислороду, когда матка поднялась и прижала диафрагму. Особенно это важно когда беременная отдыхает или спит.
Учат мам, воспроизводит глубокие утробные звуки. Они необходимы для общей стимуляции и поддержки тонуса мышц.
Также на курсах предусмотрено изучение новых песен и колыбелек для младенца.

Слайд 4Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Основоположник М.Л. Лазарев – основоположник идеи пренатального (дородового) воспитания в России. В 1984 году им была открыта при врачебно-физкультурном диспансере №4 г. Москвы первая школа пренатального обучения.

Он является автором метода музыкального развития плода «Сонатал», рекомендованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года. Уникальный опыт работы по методу «Сонатал» накоплен в г. Набережные Челны.

Здесь в 1995 году были открыты кабинеты пренатального воспитания при детских городских поликлиниках и женских консультациях, которые функционируют и по сей день.

Слайд 5Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

В методе используются три эффекта воздействия музыки на организм мамы и ребёнка: •психологический (ассоциации, эмоции, образы);
•физиологический (тренировка некоторых функций организма);
•вибрационный (активизация биохимических процессов в клетках).

Основой музыкального воздействия в методе является голос поющей мамы.

Кроме пения, используются другие виды музыкальной деятельности: рисование под музыку, движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Слайд 6Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Метод «Сонатал» • обучает родителей общаться с ребёнком ещё до его рождения;
• устанавливает духовную близость между мамой и ребёнком;
• улучшает самочувствие и настроение мамы во время беременности;
• нормализует физическое и психическое состояние беременной мамы;
• повышает её устойчивость к погодным изменениям;
• выполняет общую антистрессовую функцию для мамы и ребёнка, так как снижает частоту сердечных сокращений беременной мамы;
• снижает риск внутриутробной избыточной гипоксии и направлен на физиологическое созревание плода;
• выстраивает естественный режим дня, по которому затем живёт новорождённый;
• увеличивает лактацию кормящей мамы и удлиняет её срок;
• дети опережают сверстников в физическом и интеллектуальном развитии;
• имеют высокую творческую активность;
• имеют хорошие музыкальные способности;
• демонстрируют раннее чувство юмора и положительные эмоции;
• меньше болеют;• легче адаптируются к окружающей среде;
• спокойнее спят.

Слайд 7Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции.

Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.
Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы.

С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.
С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга.

С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.
В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

Слайд 8Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Слайд 9Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Особенности методики Сонатал
Подбором песен занимается специальный педагог, который выбирает музыку таким образом, чтобы она совпадала с ритмом сердца мамы и малыша. У матери этот ритм примерно от 65 до 100 ударов в секунду, а у ребенка от 120 и до 160 уд/сек.

И очень важно, чтобы ритмы бились практически одинаково. Тематика и репертуар песен и музыки разнообразный: — Для купания.
— Для сна. — Для кормления.
— Колыбельные.
— Чтобы успокоить активного ребенка.
— Чтобы заинтересовать пассивного.
— Когда болеет.
— Для пробуждения.
— Когда болеет сама мама.

— При стрессовой ситуации и т.д.
Курсы, таким образом, проходят, что даже мамочки у которых скажем так не особые таланты к пению, тоже могут этим заниматься и вполне успешно. Ведь как ни крути, а мамин голос всегда будет самым родным и приятным, каков бы он ни был.

Малыш может слушать любую красивую песню, спетую прекрасным голосом, но, только услышав мамин голос, он отреагирует, роднее его нет на целом свете. Мама может петь, поглаживая животик, слушать музыку и таким образом будущий сын или дочка уже родившись на свет, будут его знать и реагировать.

  Методика сонатал не имеет абсолютно никаких противопоказаний и подтверждена многими высокими специалистами в разных странах.

Слайд 10Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.Описание слайда:

Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г.

Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:
— Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.

— Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %. — Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом

Слайд 11Слайд 12Слайд 13Описание слайда:

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода.

Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых). программ.

В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Слайд 14Описание слайда:

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).
Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

Слайд 15

Программа «Сонатал» — развитие малыша в утробе матери и после рождения

Развитие малыша еще до его рождения возможно во время общения беременной женщины со своим ребенком. Помочь маме научиться такому эффективному общению до и после рождения крохи позволяет программа «Сонатал», которую с успехом применяют специалисты Санатория «Заполярье». Расскажем, как это происходит.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

Давно известен факт, что для лучшего поддержания беременности и послеродового воспитания ребенка идеально подходит теплый субтропический климат. Город-курорт Сочи — не только идеальное место для семейного отдыха, но и главная здравница России.

Развитая инфраструктура, все современные технологии лечения и оздоровления, многофункциональный фитнес-клуб, современная клиника эстетической медицины, детский центр с профессиональными педагогами, лучшая анимационная команда, пляж первой (высшей) категории и дендрологический парк расположились на одной территории – в Санатории «Заполярье».

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

  • Высококвалифицированные врачи назначат одну из программ лечения, а для мам и детей разных возрастов разработан новый для города-курорта проект, специальная программа общения с ребенком — «Сонатал».
  • Занятия проходят в оснащенном детском центре в сопровождении профессиональных музыкальных педагогов, высококвалифицированных врачей-сонатологов и акушеров-гинекологов, которые проводят обучение послеродовому уходу и навыкам общения с ребенком.
  • Сонатологи Санатория «Заполярье» прошли обучение у автора метода «Сонатал» — Михаила Львовича Лазарева и получили сертификаты, подтверждающие возможность работы с беременными женщинами и детьми.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

Что такое «Сонатал»?

Общение матери с ребенком начинается еще задолго до его появления на свет. Ребенок слышит ее голос, чувствует нежные прикосновения, понимает настроение матери и учится передавать свои ощущения посредством движений и вибраций.

Читайте также:  Когда можно воду малышу. В каком возрасте начинать поить ребенка водой

Одним из первых, кто обратил особое внимание на общение в пренатальном периоде беременности между матерью и ребенком, был Михаил Львович Лазарев – педиатр, психолог и педагог, основоположник пренатального (дородового) воспитания в России.

Чтобы мама могла с ранних периодов развития ребенка не только общаться с ним, но и заниматься его ранним развитием, Михаилом Лазаревым был создан эксклюзивный метод «музыки рождения» — «Сонатал».

«Сонатал» — это новая школа совместного развития матери и ребенка. Она раскрывается в особых методах и подходах к правильному воспитанию будущего поколения – «Мамалыш», «Цветоник» и «Здравик».

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

  1. Программа «Мамалыш» направленна на обучение беременной женщины навыкам общению с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам.
  2. «Мамалыш» — это своего рода гимнастика, включающая вокально-речевую деятельность, движения и прикосновения к животу, через которые мать общается со своим дитем.
  3. Для того, чтобы научно объяснить новую систему развития плода в пренатальном периоде, изучалась кардиотокография плода и беременной женщины.
  4. Врачи были удивлены, когда увидели, как синхронно меняется картина сердечных сокращений у матери и ребенка во время материнского пения.
  5. Все дело в том, что без пения у матери и ребенка абсолютно разные кривые (155 ударов у ребенка, 78-80 ударов у мамы), но как только мама начинает петь, кривые сердцебиения у обоих становятся похожими (при сохранении прежнего соотношения —  у ребенка в два раза чаще, чем у мамы).
  6. Таким образом ученые получили реальное научное подтверждение «психологической взаимосвязи беременной женщины и ее ребенка» при воздействии материнского пения, ее дыхательной деятельности на сердечно-сосудистую деятельность плода.
  7. Было установлено, что характер исполняемой матерью песни влияет на характер кривой кардиотокографии плода, а это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что с помощью специально подобранных песенных программ посредством голоса матери можно регулировать сердечную деятельность ее пренатального ребенка.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

  • Программа «Мамалыш» за последние 35 лет дала свои эффективные плоды:
  • •    отмечен высокий уровень доношенности;
  • •    выявлен высокий процент детей, находящихся на грудном вскармливании до 1 года;
  • •    снижена соматическая (телесная) заболеваемость;
  • •    улучшены показатели психического (память, речь, лидерские качества) и физического развития;
  • •    отмечены музыкальная и художественная одаренность;
  • •    сглажены возрастные психологические кризисы.

Дети, прошедшие вместе с матерью программу «Мамалыш» метода «Сонатал», рождаются более физиологически и эмоционально зрелыми, опережая в развитии своих сверстников. Они более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.

А мамы лучше и глубже понимают своего ребенка, у них снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды и всегда улучшается лактация.

«Цветоник» — это развивающая программа для самых маленьких детей (от 0 до 3 лет).

Хорошо известно, что в первый год жизни ребенок начинает изучать и приобретает самый сложный навык в мире – речь.

Чтобы помочь ему как можно раньше заговорить, при этом сохранить и продолжать развивать врожденные навыки, в программе «Цветоник» были разработаны специальные песенные направления, которые с учетом врожденных талантов каждого ребенка предлагает ему совершить увлекательное путешествие, настоящее цвето-музыкальное открытие этого мира с главной основной своевременной задачей развития фонематического слуха.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

С взрослением ребенка главной целью становится формирование у него правильного отношения здоровью. Программа «Здравик» научит малышей (в возрасте от 3 до 7 лет) нести ответственность за свое здоровье, во всех смыслах проявления этого слова: физическое здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье.

Соблюдая при этом очень простые и легкие правила, он сможет с легкостью контактировать со сверстниками, налаживать отношения с новыми людьми, быть всегда физически активным и эмоционально устойчивым.

Применяя программы, разработанные М.Л. Лазаревым, в Санатории «Заполярье» мама и ребенок не только отдохнут и оздоровятся, но и получат ценные жизненные советы, с которыми будут работать уже в домашних условиях, постепенно превращая комнату малыша в домашнюю детскую школу жизни.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

Санаторий «Заполярье» г. Сочи ул. Пирогова 10

  1. Тел: +7(862)259-1-777; +7(862)259-1-888
  2. Сайт санатория «Заполярье»
  3. Метод «СОНАТАЛ»
  4. Санаторий«Заполярье» Instagram
  5. Санаторий «Заполярье» VKontakte

Сонатал — это музыка рождения

Можно ли развивать кроху еще до его появления на свет?

Оказывается, можно. Нужно только правильно подобрать методику.

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал.

Что такое сонатал?

Многие женщины слышали про эту методику, но не знают, что она собой представляет. Известный в Москве врач, доктор медицинских и психологических наук, а еще и музыкант Михаил Лазарев уже на протяжении 20 лет развивает эту методику. Простыми словами, сонатал — это пение беременной мамы своему будущему малышу. Но пение не простое.

Известно, что голос матери оказывает на клетки плода вибрационное воздействие и активизирует в них различные химические процессы. Благодаря сонаталу у будущих мам есть шанс повлиять на творческие и интеллектуальные способности ребенка еще до его рождения.

Сонатал (от латинского sonus — звук и natal — рождение) — метод восстановительной медицины, который помогает плоду развиваться психически и

физиологически с помощью музыки, а также благотворно влияет на организм будущей мамы. Мама с помощью пения воздействует на двигательную, эмоциональную, дыхательную сферы плода и даже управляет их развитием.

Не думайте, что пение во время беременности — какое-то уникальное новшество. Еще в культурах древнего Китая и Индии практиковалось многочасовое женское пение. Будущим мамам предписывалось уходить в живописные места и по нескольку часов в день петь. Так что практика эта древняя и очень полезная.

Поем, общаемся и воспитываем

Программа рассчитана на 9 месяцев беременности и включает в себя песни-напевки, звуковую дыхательную гимнастику, дыхательные упражнения и медитацию. Всем этим будущие мамы занимаются в центрах по подготовке к родам.

Но поскольку в Казахстане эта методика только начинает завоевывать позиции (например, в Алматы по ней занимаются в „Беби-академии”, а в ближайшем времени после перерыва планирует возобновить эту практику центр поддержки семьи „Аист”), заниматься сонаталом можно и самим.

Остановимся на самом простом, что беременные мамы могут делать самостоятельно, — песнях-напевках.

Для них Михаил Лазарев сам сочиняет слова и музыку и использует уже хорошо известные стихи. Все они очень легко запоминаются. По кассетам и дискам с инструкциями очень легко заниматься. Также найти материал можно в Интернете.

Как же петь? Да очень просто. В методике все напевки делятся на циклы. И, например, песнями из цикла „Ритмы дня” вы должны сопровождать разные действия в течение дня: прогулки, умывание, купание, засыпание, кормление. Например, при пробуждении будущей маме предлагается петь такую песенку:

  • Ночь прошла, прошла,
  • Темноту увела.
  • Замолчал сверчок, запел петушок.
  • Встала маменька,
  • открыла ставенки,
  • Здравствуй, солнышко,
  • колоколышко.
  • Когда проснулись и умываетесь, пойте всем известную песенку:
  • Водичка, водичка, умой
  • мое личико,
  • Чтоб глазки блестели,
  • чтоб щечки краснели,
  • Чтоб смеялся роток,
  • чтоб кусался зубок.
  • Эту же песенку мама может напевать во время купания, под душем, поглаживая живот по часовой стрелке.
  • Песня „Кормление” готовит беременную женщину к будущим кормлениям. В инструкции к этой песне для мамы есть такие рекомендации: поели, минут 20 подождали, затем удобно расположились в кресле и, поглаживая животик по часовой стрелке, поете:
  • Кушай, кушай,
  • милый (ая),
  • Набирайся силы.
  • Наливайся колос,
  • Заливайся голос.
  • Сильным будь, как папа,
  • Доброй будь, как мама,
  • Светлой будь,
  • как солнце,
  • Наша дорогая.

Есть песни, которые сопровождаются тактильными упражнениями. Это легкие движения, которые описаны в инструкции, так называемые тактильные партитуры. Вы все наверняка помните известные стихи про поезд. Знаете, как можно „исполнить” их, общаясь с будущим крохой? А вот как:

  1. Рельсы-рельсы (проводим пальцами по животу по вертикали),
  2. Шпалы, шпалы (теперь горизонтальные движения).
  3. Едет поезд запоздалый (можно легко провести рукой по животу).
  4. Из открытого окошка кто-то высыпал горошка (легкие похлопывания пальцами по животу).

Получается такой приятный микромассаж. Малышам в животиках это очень нравится, они откликаются различными движениями на мамины прикосновения. Есть много других движений, которые сопровождают напевки: поете про „потягушки” — слегка потягивайтесь, тяните руки и ноги, при исполнении колыбельных можете стоять, слегка раскачиваясь с ноги на ногу.

Кстати, для пренатального ребенка колыбельные можно исполнять в течение всего дня, а не только вечером. Колыбельные в программе „Сонатал” — это отдельная часть. Их очень много, и, как подчеркивает автор, очень важно, чтобы мама умела петь колыбельные песни, даже если у нее нет ни слуха, ни голоса.

Поскольку автор методики еще и врач, он подошел к программе профессионально, учитывая аспекты

развития мозга будущего ребенка по триместрам. Для каждого триместра предполагаются свои напевки. Например, для третьего, когда до родов остается уже немного времени, подойдет такая:

  • Звездочка в небе зажглась,
  • Жизнь на земле родилась.
  • Звездам другим стало теплей,
  • Стало на небе светлей.
  • У нас с тобой родился человек,
  • Любимый, дорогой навек-навек.
Читайте также:  Фолиевая кислота при беременности

Вот это и есть сонатал в своей основе. Так что пойте и еще раз пойте! Если знаете другие песенки, напевайте их. Преподаватель по сонаталу Саида Закиржанова считает, что для ребенка не важно, есть у мамы голос или нет. Важно то, что для малыша это самый родной голос на земле.

К тому же у методики очень хорошая основа и ее можно развивать, ведь в любой стране, в любом уголке найдется множество колыбельных, ритуальных народных песен, которые можно свободно вплетать в канву занятий. Методика может быть адаптирована в любой части света и для любой национальности.

Так что подойдите к занятиям творчески и порадуйте своего будущего малыша душевными напевками.

Марина Сагитова,

консультант — Саида Закиржанова, музыкальный терапевт

Плюсы методики:

• В основе пения лежит дыхание. Специалисты подтверждают: когда мы поем, мы дышим правильно, даже незадумываясь над этим фактом. Это очень хорошая гимнастика для дыхательных путей.

• Часто ваши вокализы вызывают двигательную активность плода, так что еще один плюс — для крохи это своего рода профилактика внутриутробной гипоксии и внутриутробных инфекций.

• Когда мы поем, частота сердечных сокращений может уменьшаться, это говорит о том, что мы успокаиваемся. Если, к примеру, у беременной мамы количество ударов сердца составляет 70 в минуту, а у ребенка 140, то во время пения происходит синхронизация ритмов ребенка и мамы, что оказывает благотворное воздействие на малыша.

• У будущего крохи улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, эмоционально-двигательный баланс, стимулируются клеточные обменные процессы, малыш запоминает звуки как первоисточник информации внешнего мира.

Древние говорили: музыка — это язык, на котором боги разговаривают с нами. Мамы, продолжающие петь уже родившемуся крохе, утверждают, что новорожденные малыши во время пения мамы словно узнают эти мелодии, как старых знакомых. Так что пойте и общайтесь с будущим крохой!

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», декабрь 2010

Что происходит с «Сонаталом»?

Методика сонатал. Что такое сонатал зачем нужна методика сонатал. www.chelny-izvest.ru Во многих поликлиниках методика, которая в свое время произвела революцию в Челнах, перестала быть массовой. Врач Александр Зотов, бывший главный педиатр города, считает, что дородовая педагогика «Сонатал» в Челнах умирает. Так ли это и нужен ли «Сонатал» беременным и поликлиникам – разбирался журналист нашей газеты.

Для тех, кто не знаком с «Сонаталом», поясним, что эта методика музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия жизненных стрессов у беременной женщины с помощью музыки. Благодаря занятиям и лекциям в «Сонатале», в свое время Челны совершили прорыв в грудном вскармливании, доведя его процент до 70 среди кормящих мам (в то время как в среднем по России эта цифра была менее 40). Причем среди «сонатальных» мам этот показатель еще лучше — до 85 процентов женщин кормят грудью до года.

– Уже два года я веду в загсе занятия с семейными парами, на которых рассказываю, откуда берутся здоровые дети. Радует, что сейчас бум на такие консультации – за два месяца пришли около 100 пар.

– говорит Александр Зотов.

– Но знают о «Сонатале» менее 10 процентов из них! Хотелось бы, чтобы поликлиники активнее работали с «Сонаталом» – в обязательном порядке направляли бы на занятия беременных.

Пообщавшись с челнинками и позвонив в несколько учреждений, мы убедились, что хотя формально «Сонатал» существует во всех детских поликлиниках кроме одной, в некоторых не всегда проводится обязательная для этой методики серия музыкальных занятий, и многие беременные посещают только одну вводную лекцию. Может поэтому от комментариев в некоторых учреждениях воздержались и предложили обратиться в те поликлиники, где «Сонаталом» занимаются по-прежнему серьезно, – в частности, во взрослую и детскую поликлиники № 4.

По словам и. о. заведующей женской консультацией поликлиники №  4 Ольги Абакаровой , у женщин, занимающихся по методике «Сонатал», как правило, легче протекает беременность и роды.

В поликлинике №  4 с будущими мамами работает психолог, которая проводит интересные лекционные занятия с показом тематических фильмов.

Все беременные обязательно направляются в детскую поликлинику № 3 в кабинет «Сонатал».

В детской поликлинике № 4, где и открылся в свое время первый кабинет «Сонатала», также обеими руками поддерживают методику.

– Больше половины беременных, которых к нам направляют из взрослой сети, приходят на наши музыкальные занятия и лекции, – говорит врач-педиатр кабинета пренатального воспитания Файруза Пушина .

– После родов многие из них, кто посещал все музыкальные занятия, занимаются в нашей развивающей студии. В итоге 95 процентов из них после родов кормят грудью ребенка до 1,5 лет.

В результате, только по моим наблюдениям, «сонатальные» дети опережают сверстников в нервно-психическом развитии, на 20-25 процентов реже болеют ОРЗ. Среди воспитанников, которых я наблюдала, не было случаев заболевания пневмонией и бронхиальной астмой.

У таких детей развито чувство ритма, они контактные и легче адаптируются к садику и школе. Поэтому я убеждена, что все беременные обязательно должны проходить школу «Сонатал», более того, и мужьям необходимо посещать «Школу отцов» – у нас она, к примеру, успешно работает.

  • Некоторые мамы продолжают посещать занятия «Сонатал» и после родов.
  • Только цифры
  • В Набережных Челнах с 1995 года родилось уже более 30 тысяч «сонатальных» детей.
  • Мнения мам
  • За
  • Алсу Салимгараева:

– Я с удовольствием ходила на лекции и музыкальные занятия «Сонатала» в детскую поликлинику № 3, будучи беременной первой дочкой, а сейчас я снова жду девочку и тоже посещаю эти курсы.

Очень полезными оказались для меня лекции по питанию, подготовке к родам, уходу за ребенком после родов, а также дыхательная гимнастика – эти упражнения помогли сделать схватки менее болезненными.

А ребенок, благодаря музыкальным занятиям, с рождения обладает чувством ритма и музыкальным слухом, легко успокаивается под музыку.

Гузель Давлетшина:

– Хорошо, что в нашей женской консультации направления в «Сонатал» обязательны. В итоге я ходила на занятия в детскую поликлинику №6 и с первым сыном, и со вторым. Особенно мне понравились лекции и фильмы, я могла задавать вопросы врачам.

Все рекомендации очень помогли, особенно в первое время – я знала, как купать, как ухаживать за ребенком, как вводить прикорм. Это здорово, что в городе организованы такие бесплатные полезные занятия. Заметила и такой любопытный момент – когда я была беременная, то на этих музыкальных занятиях мы звонили в колокольчик.

Так вот, когда первый ребенок родился, то он лучше реагировал и успокаивался не с погремушкой, а с колокольчиком – видимо, внутриутробная память у малышей есть.

  1. Против
  2. Оксана Иванова:
  3. Автор статьи: Светлана ШАДРИНА

– К таким занятиям отношусь скептически. Я их не посещала и не считаю, что мои дети чем-то хуже «сонатальных». Дата публикации на сайте: 02.09.2011 09:34 Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Сонатал — метод музыкальной стимуляции плода и новорожденного

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода.

С другой стороны существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в доровый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробною ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции. Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.

Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.

С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

К концу 80-ых годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплейер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Читайте также:  Можно ли кушать огурцы в период кормления грудью

Еще никогда в истории развития человечества между беременной женщиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глубоки.

Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии — беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.

До последнего времени года в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами.

Всемирно известный калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кар пятьдесят лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами.

По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины беременности до родов.

Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брент Логан с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка.

По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг.

Для того, чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

  • Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
  • Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %.
  • Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1. Показатели эффективности метода «Сонатал»

Группы здоровья
Группы детей
ПВ
КГ
1-я группа здоровья 24 % 3,7 %
2-я группа здоровья 76 % 70 %
3-я группа здоровья 26,3 %

Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу » Сонатал» оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе «Сонатал»

Признак
Сроки обнаружения признака
«Сонатал»
нормы в России
Показатели психического развития
Улыбается 19 день 1 мес.
Следит глазами за погремушкой 1 мес. 1,5 мес.
Произносит первые слоги 5 мес. 6 мес.
Произносит первые слова 9 мес. 10-12мес.
Показатели двигательного развития
Держит головку 16 день 3- 4 нед.
Произвольное движение рук и ног 1 мес. 2 мес.
Берет сам игрушки 3 мес. 5 мес.
Переворот со спины на живот 3,5 мес. 5 мес.
Сидит с поддержкой 3.5 мес. 5 мес.
Сидит самостоятельно 5,5 мес. 6 мес.
Стоит с поддержкой 7 мес. 8 мес.
Стоит самостоятельно 10 мес. 10 мес.
Ходит 11 мес. 11- 12 мес.

Анализ дневников, помимо вышеназванных показателей, которые отмечали мамы, позволил выделить еще несколько показателей. Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей . Приведем несколько высказываний мам:

«Я занимаюсь с 27 недель. Сходив на первое занятие «Сонатал» я удивилась, что такие музыкальные занятия существуют. На второе занятие я опоздала и решила не идти, но малыш так начал пинаться, что мне пришлось чуть ли не бегом добираться. Здесь мы поем, рисуем, лепим, в общем, отдыхаем, отключаемся от всей жизненной суеты.

Мне и моему малышу нравится ходить на эти занятия.» Федотова Елена «Пришла я на эти занятия в первый раз по направлению врачей из поликлиники. Ну, подумала, отмечусь и ладно. Но когда пришла на первое занятие, посидела, послушала — для меня весь мир перевернулся.

Тут нас настолько тепло приняли, что я почувствовала себя именно женщиной, Женщиной с большой буквы. Это счастье — чувствовать, что ты и твое неродившееся еще дитя нужны не только мужу, дочке, родным, но и обществу. Час занятий — это ощущение, что улетаешь в другой мир, мир доброты, тепла, красоты и света.

Здесь снимаются все стрессы, переживания и остается одно — любовь, любовь к дорогому, милому малышу. У меня уже есть дочь, ей 5 лет. Она с удовольствием занимается со мной. Мы всегда с ней после песенки для ляльки: кушаем-поем, гуляем-поем, засыпаем-поем. А муж смотрит на нас и улыбается, и тоже поет.

И все с нетерпением ждем появления малыша. С уважением, Павлова Татьяна Николаевна, 36 лет. 25.05.98.»

В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан.

В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

Было отмечено, что применение методики «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 — 18 промилей; 1997 — 11,5 промилей; 1998 — 8 мес. — 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г.

провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах.

В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

  • В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.
  • Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.
  • При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.
  • Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).
  • Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.
  • Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.
  • Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.

Занятия с будущими мамами по системе «Сонатал» проводятся в НЦЗД (Москва, Ломоносовский проспект, д.2/62), контакты: (495) 942 25 79www.sonatal.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *