Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности

Медучреждения, в которые можно обратиться

Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивностиСиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой состояние, при котором человек испытывает трудности с фокусировкой внимания, склонен к необдуманным действиям, импульсивен. Такое состояние может начаться в раннем детстве и продолжаться до глубокой старости. Без лечения человек с СДВГ доставляет неудобства себе и окружающим, обучение детей с гиперактивностью затруднено, взрослый человек не может полноценно работать, социально адаптироваться.

Различают следующие признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности: невнимательность, неусидчивость, непоседливость, импульсивность действий.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно диагностируется у детей в возрасте 6-12 лет, когда они начинают учиться и обращают на себя внимание учителей.

Способы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в настоящее время отсутствуют. Тем не менее, можно контролировать проявление симптомов СДВГ.

Обычно для этого используют лекарственные препараты и поведенческую (бихевиоральную) терапию.

Применение лекарств должно проходить под контролем врачей и родителей по причине наличия серьезных побочных эффектов, включающих потерю аппетита, головную боль, расстройство пищеварения, тики и судороги, проблемы со сном.

Поведенческая терапия направлена на внесение изменений в окружение, способных положительно повлиять на поведение ребенка. Как правило, психотерапевтическая поддержка и участие родителей позволяют улучшить успеваемость ребенка в школе и повысить самооценку.

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой нелегкую задачу. Родители должны постоянно следить за своим ребенком и правильно реагировать на его поведение. Родителям целесообразно выработать тактику проведения при проявлении ребенком гиперактивности.

Различные стрессовые ситуации в семье (развод, насилие, злоупотребление алкоголем) могут усугубить и без того нелегкое состояние ребенка с СДВГ. Своевременная диагностика и корректирующее лечение позволяют адаптировать ребенку к социуму и дают возможность нормального развития.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Точные причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности пока не установлены, но СДВГ может несколько раз проявляться в рамках одной семьи, что дает основание предположить наследственный характер. В настоящее время проводятся исследования с целью найти гены, отвечающие за возникновение СДВГ.

Более ранние исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности показали, что риск СДВГ повышается у детей, чьи матери во время беременности курили, употребляли алкоголь и другие наркотики. Кроме того, СДВГ связывают с контактами со свинцом во время беременности.

Не смотря на то, что некоторые родителя наблюдают гиперактивность у своих детей после приема сладостей и ненатуральной еды с добавками, влияние таких блюд на развитие СДВГ не подтверждено.

Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности
Причины СДВГ: наследственность Причины СДВГ: образ жизни матери при беременности Причины СДВГ: прием сладостей и ненатуральной еды

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Различают три типа симптомов СДВГ, в том числе:

  • Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность). Люди с СДВГ рассеяны, и им трудно сфокусироваться на одной задаче.
  • Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность). Виды гиперактивности у детей: дети не могут спокойно сидеть длительное время, они вынуждены менять позу, дергаться, бегать и т.д. Подростки и взрослые испытывают тревогу и беспокойство, они не могут читать или заниматься чем-либо другим, требующим внимания и спокойствия.
  • Необдуманные действия (импульсивность). Люди с СДВГ могут говорить, смеяться слишком громко, их легко разозлить, вызвать гнев. Дети не могут дожидаться своей очереди в играх или занятиях, или своей порции в столовой, что осложняет взаимоотношения с другими детьми. И дети, и взрослые с СВДГ склонны к принятию скоропалительных решений, оказывающих влияние на всю жизнь. Они могут необдуманно тратить деньги или часто менять места работы.
Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности
Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность) Необдуманные действия (импульсивность)

Обычно родителям известно, как проявляется гиперактивность у их детей, вместе с тем важно знать, что трактовать это состояние можно различным образом в зависимости от возраста:

  • У дошкольников проявление указанных симптомов не является отклонением, а скорее нормальным поведением. Таким образом, гиперактивность у ребенка 5 лет не является симптомом СДВГ.
  • В возрасте 6-12 лет проявление указанных симптомов наиболее очевидно, поведение детей с СДВГ явно отличается от поведения обычных детей. Соответственно, гиперактивность у детей младшего школьного возраста является поводом обратить внимание и проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, родителям нужно избегать самостоятельных диагнозов, т.к. гиперактивный ребенок не обязательно страдает синдромом дефицита внимания.
  • В возрасте 13-18 лет проблемы могут усугубляться.
  • Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых могут быть менее заметны по сравнению с детьми.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

У детей дошкольного возраста выявить СДВГ сложно, т.к. симптомы проявляются как обычное поведение для такого возраста.

В возрасте 6-12 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности уже может существенно влиять на жизнь ребенка, т.к. его поведение уже выходит за рамки норм.

СДВГ оказывает влияние на все аспекты жизни ребенка, в том числе — на учебу, свободное время, сон, адаптацию к переменам. В этом возрасте идет формирование проблем, определяющих ограничения в более позднем возрасте.

Важно диагностировать отклонение в этом возрасте, чтобы своевременно начать коррекцию.

Симптомы СДВГ, которые были выявлены в возрасте 6-12 лет, у 60-85% детей продолжают проявляться и в подростковом возрасте. Дети медленно взрослеют, отстают в эмоциональном развитии от сверстников.

У взрослых наблюдаются невнимательность, трудности с самоорганизацией, выполнением заданий. Однако с возрастом детские проблемы уходят на второй план, и бывшие непоседы и невнимательные ученики часто лучше адаптируются к выполнению рабочих, должностных операций, нежели в школьном возрасте.

Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности
Дети с СДВГ в школе СДВГ у взрослых

Часто вместе с СДВГ у людей встречаются и другие расстройства, в том числе дислексия, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройства поведения, депрессия.

По вопросу диагностики СДВГ следует обратиться к врачу, поводом могут служить следующие проявления:

  • У ребенка возникают проблемы в школе и дома по причине невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Родители и учителя, как правило, отмечают это в течение первых лет обучения в школе.
  • Ребенок испытывает тревожные и депрессивные состояния в течение нескольких недель подряд, и эти состояния становятся сильнее.
  • Ребенок плохо учится или ведет себя в школе.

Постановка диагноза СДВГ может занять много времени и требует длительных наблюдений и регулярных визитов к врачу.

Методики выявления гиперактивности у детей включают следующие подходы:

  • Разговор с ребенком, опрос родителей.
  • Изучение истории болезни, медицинской карты.
  • Осмотр больного.
  • Специальные поведенческие тесты.

Еще до обращения к врачу родителям рекомендуется вспомнить, в каком возрасте у ребенка начали проявляться беспокоящие их симптомы, как долго и как часто они проявляются, насколько они влияют на учебу и поведение, социальную адаптацию.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

В начале лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности должен быть правильно и точно диагностирован, должно возникнуть понимание сильных и слабых сторон ребенка. На основании этого понимания может быть выстроена индивидуальная стратегия лечения и дан ответ на вопрос как именно заниматься коррекцией гиперактивности у детей.

Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

За рубежом обычно лечение гиперактивности у детей базируется на сочетании лекарственной и поведенческой терапии. Медикаментозное лечение зависит от возраста ребенка. Из медикаментов применяются различные психостимуляторы, которые по американской статистике приводят к снижению гиперактивности у детей в 70% случаев.

Вместе с тем, у детей под воздействием стимуляторов появляется зависимость, в результате возможно возникновение синдрома отмены и переход в более позднем возрасте к злоупотреблению более серьезными наркотическими веществами. Кроме того, психостимуляторы только маскируют симптомы, и после их отмены все проявления полностью возвращаются, что говорит о низкой эффективности такой терапии.

Тоже относится и к применению успокоительных лекарств при гиперактивности ребенка.

Лучшие результаты позволяет достичь поведенческая (бихевиоральная) терапия, в рамках которой дети изучают стратегии поведения, позволяющие им лучше контролировать себя, решать проблемы, налаживать коммуникацию с людьми, повышать внимательность и усидчивость. Обучение проходит в формате игры для детей с гиперактивностью. Программа работы с детьми с синдромом дефицита внимания включает индивидуальные и групповые занятия, занятия с родителями.

Кроме того, семьям с детьми с СДВГ рекомендуются совместные сеансы психологического консультирования, позволяющего достичь лучшего взаимопонимания между членами семьи, выявить внутрисемейные проблемы и найти пути их решения.

Самостоятельно родители могут помогать детям с СДВГ следующими способами:

  • Родители должны находиться в хорошей физической и умственной форме. Помощь больному СДВГ ребенку является трудным занятием и поэтому важно, чтобы родители смогли это вынести физически и эмоционально.
  • Родителям целесообразно изучать СДВГ, знать предмет изнутри, чтобы понимать ребенка и его поведение.
  • Важная часть поведенческой терапии заключается в том, что ребенку надо постоянно давать понять, что любые действия имеют последствия.
Читайте также:  Как лечить перхоть у детей
Помощь родителей детям с СДВГ

Кроме лекарств и психотерапии, существенный вклад в борьбу с недугом могут внести и методы нетрадиционной медицины. Например, акупунктура и биологическая обратная связь позволяют снизить стресс и мышечное напряжение, улучшить общее состояние больного и повысить качество жизни.

Также хорошие результаты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволяет достичь остеопатия.

Сдвг (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) | cmt: научный подход

  1. Главная /
  2. Здоровье /
  3. СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром нарушения (или дефицита) внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), аналогичный гиперкинетическому расстройству по МКБ-10), представляет собой развивающееся психоневрологическое расстройство, при котором наблюдаются значительные проблемы с исполнительными функциями (например, относящийся к вниманию контроль и ингибиторный контроль), которые вызывают дефицит внимания, гиперактивность или импульсивность, не соответствующие возрасту человека. Данные симптомы могут начаться в возрасте от шести до двенадцати лет и сохраняться более шести месяцев с момента постановки диагноза. У субъектов школьного возраста симптомы невнимательности часто приводят к низкой школьной успеваемости. Хотя это вызывает неудобства, в частности, в современном обществе, многие дети с СДВГ обладают хорошей устойчивостью внимания в отношении заданий, которые они находят интересными. Несмотря на то, что СДВГ является наиболее хорошо изученным и диагностируемым психиатрическим нарушением детей и подростков, причина в большинстве случаев не известна.

Синдрому подвержено 6–7% детей при диагностике посредством критериев руководства по диагностике и статистическому учёту психических заболеваний, IV пересмотр и 1–2% при диагностике посредством критериев. Распространенность аналогична среди стран зависит большей частью от того, каким образом синдром диагностируется.

Диагноз СДВГ приблизительно в три раза чаще ставится мальчикам, чем девочкам. Около 30–50% людей, диагностированных в детстве, имеют симптомы во взрослой жизни, приблизительно у 2–5% взрослых наблюдается данное состояние. Состояние сложно отличить от других нарушений, а также от состояния нормальной повышенной активности.

Управление СДВГ обычно включает сочетание психологического консультирования, изменений образа жизни и лекарственных препаратов.

Лекарственные препараты рекомендуются исключительно в качестве лечения первой линии у детей, которые демонстрируют тяжелые симптомы, и могут приниматься во внимание в отношении детей с умеренными симптомами, которые отказываются от или не откликаются на психологическое консультирование.

Терапия стимулирующими препаратами не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Лечение стимуляторами эффективно до 14 месяцев; тем не менее, их долгосрочная эффективность не ясна.

У подростков и взрослых имеется тенденция развития умения справляться со сложностями, которое относится к некоторым или ко всем из их нарушений. СДВГ, его диагностика и лечение остаются спорными с 1970-х.

 Противоречия охватывают практикующих врачей, учителей, политических деятелей, родителей и средства массовой информации. Темы включают причину СДВГ и применение стимулирующих лекарственных препаратов в его лечении.

Большая часть медицинских работников признают СДВГ в качестве врожденного нарушения, и споры в медицинском обществе в основном сосредоточены на том, как следует его диагностировать и лечить.

Признаки и симптомы

Для СДВГ характерны невнимательность, гиперактивность (возбужденное состояние у взрослых), агрессивное поведение и импульсивность. Часто встречаются сложности в обучении и проблемы со взаимоотношениями.

Симптомы может быть сложно определить, поскольку трудно провести границу между нормальным уровнем невнимательности, гиперактивности и импульсивности и значительным уровнем, требующим вмешательства.

Диагностируемые на основании DSM-5 симптомы должны наблюдаться в различном окружении в течение шести месяцев и более, а также в степени, которая значительно превышает показатели других субъектов такого же возраста.

Они также могут вызывать проблемы в социальной, учебной и профессиональной жизни человека. На основе имеющихся симптомов, СДВГ может быть разделен на три подтипа: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивно-импульсивный и смешанный тип.

Субъект с невнимательностью может иметь несколько или все из нижеперечисленных симптомов:

  1. Легко отвлекается, упускает детали, забывает вещи и часто переключается с одной деятельности на другую

  2. Ему сложно удерживать внимание на задаче

  3. Задание наскучивает спустя всего лишь несколько минут, если субъект не занимается чем-то, доставляющим удовольствие

  4. Сложно сосредоточить внимание на организации и завершении задания, на изучении чего-либо нового

  5. Имеет проблемы с завершением или сдачей домашних заданий, часто теряет вещи (например, карандаши, игрушки, задания), необходимые для завершения задания или деятельности

  6. Не слушает, когда разговаривает

  7. Витает в облаках, легко путается и двигается медленно

  8. С трудом обрабатывает информацию так быстро и точно, как другие

  9. С трудом следует инструкциям

Субъект с гиперактивностью может иметь несколько или все из нижеперечисленных симптомов:

  1. Беспокойство или ерзанье на месте

  2. Говорит без остановки

  3. Бросается ко всему, трогает и играет со всеми вещами в поле зрения

  4. С трудом сидит во время обеда, на занятиях, выполняя домашнюю работу и во время чтения

  5. Постоянно в движении

  6. С трудом выполняет спокойные задания и дела

Данные симптомы гиперактивности имеют тенденцию исчезать с возрастом и переходить во «внутреннюю беспокойность» у подростков и взрослых с СДВГ.

Субъект с импульсивностью может иметь все или несколько из нижеперечисленных симптомов:

  1. Быть весьма нетерпеливым

Расстройство активности и внимания | Университетская клиника

Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое заболевание, первые признаки которого появляются в детстве и характеризуются гиперактивностью, забывчивостью, импульсивностью, невнимательностью, отвлечением. Считается одним из самых распространенных и тяжелых поведенческих расстройств у детей и подростков.

Что такое СДВГ

СДВГ – англ. Attention Deficit Disorder Hyperactivity, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, называют в литературе гиперкинетическим расстройством. В случае нарушений внимания и отсутствия двигательной гиперактивности мы говорим о СДВ (синдром дефицита внимания).

Это группа расстройств, характеризуется ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием настойчивости в выполнении задач, требующих когнитивного участия, тенденцией переходить от одного вида деятельности к другому, не выполняя ни одно из них, а также дезорганизованной, плохо контролируемой гиперактивностью.

Плохо контролируемая гиперактивность

Считается, что СДВГ встречается у 4-8% детей младшего школьного возраста (6-9 лет), в основном у мальчиков, независимо от расы или культуры. После этого заболеваемость снижается на 50% каждые 5 лет, однако у 60% взрослых некоторые признаки синдрома (особенно связанные с дефицитом внимания) сохраняются. Затем они называются синдром дефицита внимания взрослых.

Классификация расстройств активности и внимания

В соответствии с действующими международными классификациями нарушений здоровья, такими как DSM-III R, психомоторная гиперактивность у детей включена в группу расстройств, связанных с деструктивным поведением. Однако, согласно МКБ-10, патология относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте.

Причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это синдром расстройств, чаще всего генетического происхождения, который вызывает симптомы из трех групп: импульсивность, гиперактивность и синдром дефицита внимания, вызванный дисбалансом между дофаминовой и норадреналиновой системами в ЦНС.

Расстройство активности и внимания характеризуется нейрофизиологическими изменениями. Они могут быть врожденными или приобретенными и проявляться изменениями в структуре или функции центральной нервной системы в метаболизме дофамина и норадреналина, изменениями в передней части коры головного мозга или неспособностью подавлять процессы возбуждения.

Симптомы гиперактивности также могут появиться в результате:

  • повреждения центральной нервной системы;
  • гипоксии при родах;
  • также при других симптоматических синдромах, например, у пациентов с хрупкой Х-хромосомой.

Взаимосвязь с биологическими и социальными факторами

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью имеет биологическую основу, а это означает, что оно не является результатом педагогических ошибок или психогенных факторов.

Некоторые симптомы, похожие на синдром дефицита внимания и гиперактивности, могут возникать у детей, воспитываемых без системы правил и последствий, а также, например, у детей, подвергшихся физическому, психологическому или половому негативному воздействию.

Психологическое негативное воздействие на ребенка

Виды и стадии патологии

  • Гиперактивность – симптомы двигательной гиперактивности и импульсивности;
  • Невнимательность – синдром дефицита внимания;
  • Смешанный тип – симптомы нарушения внимания и активности.

Расстройства активности и внимания могут осложняться другими психическими расстройствами: расстройствами противоречивого неповиновения и антиобщественного поведения, наркоманией, депрессией, тревожными расстройствами.

Симптомы расстройства

Сфера движения:

  • выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
  • неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
  • вскакивания с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
  • компульсивное размахивание руками;
  • учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
  • бесцельный бег.

Познавательная сфера:

  • трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
  • отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
  • повышенный ориентировочный рефлекс;
  • поспешность;
  • значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
  • поверхностное мышление;
  • переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
  • в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
  • зрительно-моторные проблемы;
  • трудности с синтезом в мышлении;
  • отсутствие навыков планирования.
Читайте также:  Все о детских волосах

Трудности с синтезом в мышлении

Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:

  • задержка речевого развития;
  • проблемы с артикуляцией;
  • проблемы со структурой предложения;
  • неправильное расположение звуков;
  • сложно выразить мысли и слова письменно;
  • краткосрочная память.

Эмоциональная сфера:

  • неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
  • усиление выражения чувств;
  • повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
  • вспышки гнева;
  • импульсивность действия.

Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:

  • импульсивное действие;
  • желание доминировать в группе;
  • низкая самооценка;
  • периодически возникающая депрессия;
  • незрелое поведение;
  • нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
  • физическое развитие: высокий уровень физической активности;
  • социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.

Диагностика расстройств активности и внимания

Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.

СДВГ невозможно диагностировать  в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:

  • постоянная физическая активность;
  • ребенок не учится на собственных ошибках;
  • задержка или ускоренное развитие речи;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
  • приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
  • гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).

Проблемы со сном

В школьном возрасте:

  • сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
  • затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
  • излишняя разговорчивость и импульсивность.

Сдвг у взрослых

По данным ученых, до 60% детей с диагнозом СДВГ также развивают его симптомы во взрослом возрасте. Несмотря на это, многие взрослые не начинают лечение.

Такие люди без помощи психиатра обычно ведут хаотичный образ жизни и легко впадают в зависимость от наркотиков и алкоголя.

Часто сопутствуют друг другу такие расстройства, как депрессия, тревожные расстройства, биполярное расстройство, зависимости или неспособность к обучению.

Диагностика

Оценка психообразовательного профиля включает:

  1. Оценка успеваемости ребенка по пяти основным навыкам: чтение, орфография, счет, письмо и устная речь.
  2. Обнаружение определенной степени незрелости центральной нервной системы, например, с помощью корковых вызванных потенциалов (ЭЭГ), что позволяет точно идентифицировать расстройства дефицита внимания у детей и даже их классифицировать.
  3. Тест на интеллект.

Тест на интеллект

Тесты интеллекта проводятся по двум причинам:

  • Чтобы оценить общие способности ребенка и увидеть, есть ли значительная разница между возможными и фактическими достижениями в основных навыках;
  • Дети с синдромом дефицита внимания имеют характерный большой разброс значений IQ.

Благодаря комплексному обследованию ребенка, которое включает медицинский осмотр, психолого-педагогическое обследование, нейрофизиологическое обследование, оценку речи и трудотерапию, только у нескольких детей с синдромом дефицита внимания не удается выявить проблему.

Подавляющее большинство пациентов будет классифицировано как имеющие легкое, умеренное или тяжелое расстройство дефицита внимания. Исследование также покажет, является ли гиперактивность частью клинической картины болезни или нет. Таким образом, ребенок с диагностированным диагнозом может пройти надлежащую терапию.

Лечение расстройства активности и внимания

  • Поведенческая терапия. Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.
  • Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях. Здесь важно участие родителей.
  • Речевая и языковая терапия. Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.
  • Трудотерапия. Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.
  • Диетический контроль. Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка. 

Речевая и языковая терапия

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают: 

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129). 

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители.

Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок.

При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей. 

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Фармакологическое лечение применяется не всегда. Улучшают ход нейрохимических процессов в головном мозге препараты типа: пемолин, дексамфетамин.

Общие правила обучения

  • Цель, к которой должно привести действие ребенка, не должна быть слишком далекой (нетерпение).
  • Последовательное приучение ребенка к выполнению каждого начатого задания.
  • Постоянный контроль и напоминание об обязательствах:
  • Объем определенных обязанностей должен соответствовать способностям и ограничениям ребенка;
  • Необходимо избегать дополнительных ненужных раздражителей;
  • Нельзя поддаваться ребенку;
  • Нужно подготовить ребенка к преодолению трудностей (а не защититься от них);
  • После конфликта – его следует обсудить в обстановке спокойствия и сухости, предварительно успокоив ребенка.

Следует избегать словесной и физической агрессии, которая дополнительно стимулирует ребенка. Она может привести к невротическим симптомам, таким как: тревога, ночное недержание мочи, компульсивность. Или вызвать нежелательные защитные реакции: высокомерное отношение, агрессия, ложь и даже привести к неадекватному развитию личности.

Важные моменты в обучении:

  • чтение – рассказы должны быть интересными из-за низкой способности концентрироваться;
  • пересказ, чтобы проверить запомненный текст;
  • регулярное домашнее задание;
  • ребенок должен выполнять умственную работу (учит терпению и скрупулезности).

Важно соблюдать правило трех “р”: рутина, регулярность, повторение. Обучение должно находиться под родительским контролем.

Поделиться ссылкой:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента.

Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой.

Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный».

К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е.

совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Читайте также:  Нормы прибавки в весе у младенцев

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена.

Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета.

На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

  • Проявления СДВГ
  • Невнимательность
  • Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

  1. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
  2. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
  3. 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  4. – проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
  5. – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  6. – контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  7. – не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  8. – стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  9. – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

  • – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • – не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • – выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • 2. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • – уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • – проводите досуг всей семьей;
  • – не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • 3. Организация режима дня и места для занятий:
  • – установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • – чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • – оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • – избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • – организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
  • 4. Специальная поведенческая программа:
  • – придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • – чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • – составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • – воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • – не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • – не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • – помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • – не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • – объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
  • Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
  • Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
  • – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • – запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • – прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • – чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
  • – холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С.

Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать.

Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *