Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Педиатры и другие врачи очень любят составлять таблицы и по ним обследовать ребенка. Проверке подлежит буквально все: рост, вес, окружность головы, результаты анализов, количество произносимых слов. Что ребенок должен уметь в год, к каким показателям ему нужно стремиться?

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Первый День Рождения

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр.

Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов.

Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет.

Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка.

Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше.

Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола.

Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально.

Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью.

Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенкаМасса, кгРост, см
Средний показатель Диапазон нормы Средний показатель Диапазон нормы
Мальчики 10,8 9,4-11,9 75,7 73-79
Девочки 10,1 9,0-11,3 74,8 72-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному.

Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам.

Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Сборка пирамидки

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Активные передвижения и новые умения годовалого малыша трансформируются в слова и дают толчок к развитию речи. Первые слоги, лепетание обычно появляются к полугоду. Месяц за месяцем навыки совершенствуются. Слоги повторяются, становятся осознанными.

Малыш уже не просто повторяет звуки, которые знает, но и умеет подражать взрослым и воспроизводить новые. К 11-12 месяцам в лексиконе появляются первые осознанные слова: «мама» и «дай».

В год малыши обычно имеют следующие речевые навыки:

  • повторяют слоги, произносимые взрослыми;
  • знают и откликаются на свое имя;
  • понимают и выполняют просьбы: сядь, подойди, возьми;
  • прощаются, говорят «пока-пока» и машут ручкой;
  • словарный запас состоит из 8-10 простых слов (бай-бай, баба, мама, папа, би-би, кис-кис и т.п.).

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Помимо этого, ребенок указывает пальчиком на предметы, которые просит показать родитель. Понимает, что означает слово «нет» и знает имена близких, сестры или брата.

Четкой границы между нормой и отставанием не существует. Зафиксировать логопедические проблемы на этом этапе сложно, поскольку большое влияние на речевое развитие оказывают следующие факторы:

  • пол ребенка – считается, что девочки развиваются раньше мальчиков и первые слова произносят в более раннем возрасте;
  • генетические особенности – позднее созревание речевого аппарата родителей, скорее всего, отразится на развитии малыша;
  • индивидуальная звуковая среда – способность воспроизводить звуки и переходить на осознанную речь будет только у того младенца, с которым активно разговаривают дома; родители должны разговаривать не только с ребенком, но и между собой, тогда он сможет подражать и повторять за ними новые слова, узнавая их значение по поведению и действиям взрослых;
  • индивидуальные особенности и темперамент малыша – тихие и спокойные интроверты накапливают пассивный словарный запас, а общительные экстраверты активно воспроизводят окружающим свои способности с раннего возраста.

Важная информация! По любимым словам ребенка можно определить его будущие способности, точнее, их общую направленность.

Если малыш чаще произносит имена существительные, это означает, что сфера его интересов будет в гуманитарной области. Если любит повторять глаголы, у него будет склонность к техническим и точным наукам.

Можно завести дневник, куда записывать любимые и часто повторяемые слова карапуза, а по прошествии времени оценить, насколько это утверждение верно.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Развитие речи

Возможные проблемы, как их решать

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

К нормам и средним показателям необходимо прислушиваться и относиться спокойно. Они показывают общую картину для детей, которые живут и развиваются в разных условиях.

Отклонения от этих норм чаще всего бывают незначительными – рано или поздно ребенок наберет вес, вырастет до размеров, которые понравятся участковому врачу, с максимальной долей вероятности научится ходить и разговаривать.

Утверждать, что проблем с развитием не существует вовсе – крайне неправильно и непростительно. Задача родителей – наблюдать, заниматься и двигаться в нужном направлении вместе с ребенком.  Если появляются вопросы, если кажется, что малыш все-таки отстает или недобирает, обращаться к врачу. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Симптомы задержки речевого развития

Если ребенок в 1 год не произносит слогов, не пытается речью выразить свои эмоции и чувства, а звуки не похожи на попытки заговорить, это повод обратиться к специалисту.

Также родителей должно насторожить обстоятельство, при котором лепет исчез, т.е. до года он был, а затем малыш прекратил разговаривать на «своем непонятном» языке.

Причины могут быть следующие:

  • психические – от минимальных нарушений в работе мозга до тяжелой степени слабоумия;
  • нарушение слуха (врожденное и приобретенное);
  • скудная языковая среда;
  • патология артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Что такое позиционер для сна

Для исключения страшных диагнозов и диагностики малыша необходимо показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу и отоларингологу. Если на обследовании не выявлено патологических нарушений, необходимо использовать профилактические методы для развития речевых навыков. Самые основные из них заключаются в следующем:

  • ежедневное общение;
  • осмысленный разговор без искажения слов и звуков, исключить сюсюканье и уменьшительные суффиксы из лексикона;
  • за ошибки не ругать, а спокойно исправлять;
  • читать вслух любимые книжки;
  • не предугадывать желания малыша, дожидаться просьбы с его стороны подать или налить;
  • задавать вопросы и внимательно выслушивать ответ, от его вопросов не отмахиваться и не отмалчиваться;
  • развивать мелкую моторику – речь находится на кончиках пальцев; собирать конструктор, мять в ручках пластилин, пересыпать пуговицы и перебирать крупные шарики;
  • учиться надувать мыльные пузыри – развивать артикуляционный аппарат.

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Мыльные пузыри

Оценивать навыки ребенка в год нужно без оглядки на соседского малыша, ведь все дети развиваются по-разному. Прежде всего, необходимо сравнивать показатели развития с аналогичными данными за прошлый период и оценивать динамику, отслеживать, есть ли изменения и улучшения. Параллельно с этим проводить с ним больше времени и развивать, тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Видео

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Навыки ребенка в год — это физические, интеллектуальные и психологические умения, которые малыш приобрел за 12 месяцев жизни. Существуют как индивидуальные особенности развития, так и общие для всех детей границы норм, разработанные педиатрами и психологами.

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья.

Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это усредненные данные).

Возможно, ваш кроха будет несколько отставать или наоборот опережать данный список норм.

Навыки и умения ребенка в годовалом возрасте зависят от многих факторов, в том числе и от особенностей характера, наследственности и того, на сколько много внимания оказывают ему близкие родственники.

Занимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Важная статья: “Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года” – ознакомиться

Начало

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки;
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить);
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать);
  • Ползать по лестнице вверх и вниз;
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого;
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения;
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
  • Составлять «башню» из кубиков;
  • Играться с игрушками: сортерами, машинками, мячиками, колясками;
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.);
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация);
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами;
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик;
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики;
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.;
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства, любовь: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку;
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки);
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу;
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа;
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека;
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку);
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать»;
  • Эмоционально играть с близкими в «ку-ку» и «ладушки»;
  • Подражать мимике взрослого;
  • Выражать свое недовольство с помощью мимики и эмоций (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого;
  • В ыражать недовольство в ответ на запреты и даже отказаться им следовать;
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы;
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами;
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.;
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова;
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками;
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок;
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой»;
  • Понимать слово «нельзя»;
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме;
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо);
  • Знает и реагирует на свое имя.

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья;
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки);
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками);
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем;
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя одевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство;
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, дорогие мамочки, оценивая развитие ребенка в год, помните: все дети разные, с уникальными чертами характера, индивидуальными особенностями и отличаются как по физическим данным, так и по интеллектуальным способностям. И каждый развивается по своему графику ????

Мамина Школа: что должен уметь ребенок в 1 год

Консультирует врач КМН психоневролог Краснова Марина Александровна: Что должен уметь малыш в 1 год? Ходьба ребенка. Словарный запас. Умения и навыки и т. п

Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности.

Когда необходимо насторожиться родителю? Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости.

Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш Вам также может понравиться

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Год ребенку. Развитие в годовалом возрасте. Что умеет годовалый малыш

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Читайте также:  Правильное питание при беременности

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо.

Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам.

Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан).  как правильно кормить ребенка?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

:

Людмила Шарова

Что должен уметь малыш в 1 год

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

Навыки и умения

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны
  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них
  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения
  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение
  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком
Читайте также:  Роды в вертикальном положении

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг
Девочки

  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

Проблемы в развитии

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев.

Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут).

Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

Развивающие игры

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат.

Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы.

Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы
Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами
Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

Детский рацион

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы. Врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *