Введение твердой пищи в меню ребенка

Введение твердой пищи в меню ребенка

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду.

Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения.

Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рекомендуем посмотреть выпуск программы доктора Комаровского, в котором подробно освещается тема ввода прикорма в рацион малышей:

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день. При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Твердая пища для детей: когда и как можно давать

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу.

Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях.

При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и  дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности.

Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен.

Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи.

Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем.

Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в  зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Читайте также:  Лечение насморка при беременности

Введение твердой пищи в меню ребенка

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи, отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев.

Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета.

Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы).

Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито.

Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси.

Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито).

Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Введение твердой пищи в меню ребенка

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны.

А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм).

Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито.

После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб.

Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком.

Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться.

Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку.

Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм.

Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле.

Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Введение твердой пищи в меню ребенка

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов.

Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной.

С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п.

Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни.

В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь.

Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к  новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно.

Читайте также:  Роды за границей. как рожают за границей. Какие законы при родах за рубежом.

Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу.

Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни.

Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона).

При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.

д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детские болезни: грязные руки» и «Что такое пищевая аллергия» на сайте 2mm.ru

Источник фото: Shutterstock

Нормы прикорма детей до года

Введение твердой пищи слишком рано или слишком поздно — проблема. Когда начинать прикармливать малыша? Что может есть ребенок до года по месяцам? Какие нормы первого прикорма рекомендуют соблюдать врачи? Тему раскрыла практикующий врач-педиатр первой категории Екатерина Борисовна Булавина.

Когда ребенок начинает есть твердую пищу

— Екатерина Борисовна, на каком этапе в детском рационе появляется прикорм?

— До 4—6 месяцев грудное молоко и детская смесь могут удовлетворять ежедневные питательные потребности младенца. После организм начинает требовать больше энергии, пищевых веществ и волокон, и тогда дополнительное кормление твердой пищей становится обязательным в питании малыша.

У прикорма есть и другие важные роли:

  • знакомить ребенка со множеством вкусовых ощущений, более сложной консистенцией питания;
  • развивать жевательно-глотательный навык;
  • формировать правильное восприятие пищи за счет разнообразия продуктов.

— В каком возрасте лучше всего вводить первый прикорм и почему?

— Согласно Национальной программе оптимизации вскармливания, интервал введения прикорма находится между 17-й и 26-й неделями жизни независимо от характера молочного вскармливания. Этот период еще называется окном пищевой толерантности, когда организм готов пробовать новую пищу с наименьшим риском возникновения аллергии.

Сроки введения прикорма и виды продуктов индивидуальны. Учитываются рост и вес малыша, особенности его пищеварения, нервной системы. Для здорового ребенка оптимальным возрастом первого прикорма является 5 месяцев.

Таблица. Последствия слишком раннего и позднего прикармливания

Рано начатый прикорм (до 4 месяцев)

  • боли и дискомфорт в животе, вздутия, расстройства стула
  • аллергические реакции
  • нарушение формирования микробиома кишечника
  • снижение лактации из-за уменьшения потребления материнского молока
  • кишечные колики, инвагинации кишечника, дискинезии желчевыводящих путей на фоне резкой стимуляции ферментативной активности
  • преждевременное формирование анаболического типа обмена веществ может привести к ожирению
  • увеличение риска развития сахарного диабета
Поздно начатый прикорм (после 6 месяцев)

  • дефицит микронутриентов, рахит, железодефицитная анемия и др.
  • возрастание антигенной нагрузки и развитие аллергических заболеваний из-за необходимости быстрого расширения рациона в короткие сроки
  • задержка формирования функции жевания, глотания густой пищи
  • запоры из-за отказа от твердой пищи и функциональной клетчатки
  • нарушение вкусового восприятия

— Как узнать, что ребенок «созрел» для прикорма?

— Существуют признаки готовности малыша к прикорму.

  1. Ребенок должен удвоить свой вес при рождении.
  2. Ребенок может сидеть некоторое время с поддержкой.
  3. Ребенок способен поднимать голову вверх и удерживать ее.
  4. Прошел рефлекс выталкивания ложки. Чтобы проверить его, нужно дать малышу немного воды из ложечки — если он ее не прольет и выпьет, можно пробовать новую пищу.
  5. Ребенок чаще требует грудь/бутылочку, так как не наедается одним молоком или смесью.
  6. Ребенок совершает движения языком, формирующие пищевой комок.
  7. Ребенок проявляет интерес при виде пищи — тянется к ней, внимательно наблюдает, как едят родители, хватает столовые приборы и исследует их, открывает рот при приближении ложки, отворачивает голову от ложки, если не голоден.

Все эти признаки, присутствуя в той или иной мере, свидетельствуют о готовности ребенка к введению прикорма.

Аспирация у малышей — это состояние, при котором в дыхательные пути попадают молоко или смесь, кусочки пищи, а также содержимое желудка, если ребенок захлебнулся, подавился или срыгнул.

Насильно вводить прикорм нельзя однозначно, даже если сроки поджимают. Такое кормление может спровоцировать поперхивание вплоть до аспирации.

Негативные эмоции, испытываемые ребенком во время кормления, могут сформировать устойчивый отказ от любой еды, так называемую младенческую анорексию.

При отказе от нового питания лучше отложить прикорм на некоторое время и начать все снова с более приятных ребенку блюд.

— Дети действительно часто отказываются от прикорма. Как все же вызвать пищевой интерес?

— Если ребенок отказывается от определенного продукта, стоит перенести его введение на пару недель и пока заменить аналогичным. Если ребенок не хочет есть совсем, надо еще раз оценить признаки его готовности к прикорму.

Предлагать новые продукты нужно хорошо проголодавшемуся малышу перед кормлением молоком. Также следует придерживаться определенного режима питания, избегая хаотичных кормлений. Стоит выбирать продукты, которые предпочитает ребенок. Можно слегка подсластить пюре грудным молоком или привычной смесью.

— Малыш отказывается есть ложкой…

— Пусть попробует есть руками, главное — заинтересовать его. Важно вовремя приобщить ребенка к культуре еды. Для этого его в специальном высоком стульчике усаживают за стол.

Сначала малыш просто наблюдает за тем, как едят взрослые, потом начинает играть со столовыми приборами и проявлять интерес ко взрослой пище, что-то тянет в рот. В такие моменты нужно пробовать предлагать малышу его первый взрослый продукт.

Но это должно быть его блюдо — овощное пюре или каша. Продукты с общего стола — это уже педагогический прикорм.

Выбор вида прикорма: педагогический или педиатрический

— Чем педагогический прикорм отличается от педиатрической схемы?

— В педагогический прикорм еда дается со взрослого стола только для ознакомления. Молочное вскармливание при этом сохраняется как основной вид питания. Пробовать новую пищу можно до, после или во время кормления грудным молоком или смесью.

Педагогический обучающий прикорм — это введение в детский рацион пищи, которую едят взрослые, то есть не обработанной специально для ребенка. Цель — познакомить его с разнообразием продуктов.

Малыш усаживается за взрослый стол и пробует в микродозах — до одной чайной ложки — любой продукт из тарелки мамы.

Педиатрический традиционный прикорм — это, собственно, первый, второй и третий прикормы с питательной функцией.

Какой вид прикорма выбрать, педагогический или педиатрический, или сочетать оба варианта, решает мама:

  • педагогический — ознакомительный, формирует пищевой интерес;
  • педиатрический — полноценное вскармливание ребенка.

Порядок ввода овощей и каш

— С каких продуктов лучше всего начинать прикармливать малыша?

— Согласно современным рекомендациям, первым блюдом прикорма предпочтительнее выбрать овощное монокомпонентное пюре или безглютеновую кашу.

Таблица. Разрешенные продукты первого прикорма

Овощные пюре

  • вводятся малышам с избыточной массой тела, склонностью к запорам
  • добавляется растительное масло
Злаковые каши

  • вводятся маловесным детям с учащенным стулом, плохими массо-ростовыми прибавками
  • добавляется сливочное масло
Фруктовые пюре

  • вводятся, когда ребенок отказывается от овощей, но имеет склонность к запорам
Читайте также:  Гипергидроз после рождения ребенка

«Пюре из овощей и каши на злаковой и злаково-молочной основе — блюда первого прикорма. При вводе молочных каш стоит учесть, что каши на козьем молоке лучше переносятся и меньше вызывают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта». когда начинать прикорм и какие продукты давать первыми

Не используют в качестве первого прикорма
Мясо, рыба, супы, кисломолочные продукты
  • более сложные продукты, которые тяжелее усваиваются организмом
  • требуют высокой ферментативной активности, к которой желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов
  • имеют незначительную пищевую ценность, но высокую раздражающую активность, влияя на слизистую ЖКТ

Сладкие соки:

  • повышают риск развития кариеса
  • использование соков в качестве питья часто ведет к повышению допустимой суточной нормы потребления углеводов, что служит фактором риска избыточной массы тела
Не используют в качестве первого прикорма
Мясо, рыба, супы, кисломолочные продукты

  • более сложные продукты, которые тяжелее усваиваются организмом
  • требуют высокой ферментативной активности, к которой желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов
Не используют в качестве первого прикорма
Фруктовые и овощные соки

  • имеют незначительную пищевую ценность, но высокую раздражающую активность, влияя на слизистую ЖКТ

Сладкие соки:

  • повышают риск развития кариеса
  • использование соков в качестве питья часто ведет к повышению допустимой суточной нормы потребления углеводов, что служит фактором риска избыточной массы тела

«Список запрещенных детям до 1 года продуктов в последнее время значительно расширился. Наряду с традиционным цельным молоком под запретом сладости, некоторые фрукты и овощи, сорта мяса».

— Екатерина Борисовна, какие виды круп вы рекомендуете для злакового прикорма и когда можно давать каши с добавками?

— Для первого прикорма используются безглютеновые низкоаллергенные каши — гречневая, рисовая, кукурузная. Глютен — это белок, который содержится в зернах злаковых растений: пшенице, ячмене.

У грудного ребенка еще недостаточно ферментов, способных расщепить этот белок. При его попадании в организм могут возникнуть проблемы с пищеварением — колики, вздутие, учащенный пенистый стул, — или кожные проявления аллергии.

Поэтому глютеновые каши в рацион вводятся не ранее 7-8 месяцев.

При хорошей переносимости безмолочных и молочных каш можно пробовать каши с добавками в виде фруктов и ягод. Начинать с этих каш нельзя, так как нужно отследить реакцию малыша на каждый компонент. Поэтому все постепенно: сначала определяем реакцию на злаковую составляющую, дальше — на молочный компонент и только потом — на фруктово-ягодные добавки.

— В каких случаях каши на козьем молоке предпочтительнее обычных молочных?

— Если малыш плохо набирает вес, отстает от сверстников в физическом развитии и имеет склонность к неустойчивому стулу, то, вероятнее всего, педиатр назначит первый прикорм в виде каш. Каши МАМАКО® на козьем молоке как нельзя лучше подойдут для решения этих проблем.

Козье молоко обеспечит комфортное пищеварение, отборные злаки станут отличным источником энергии, а дополнительный витаминно-минеральный комплекс покроет суточную потребность в микронутриентах, которые так необходимы малышу для полноценного развития.

К тому же широкий ассортимент и нежная консистенция каш на козьем молоке смогут удовлетворить вкусовые пристрастия самого взыскательного привереды.

— Как обрабатывать и измельчать продукты для первого прикорма?

— Если мама решает готовить блюдо прикорма самостоятельно, придется потратить достаточно много времени на правильную обработку продукта. Обязательным условием является термическая обработка всего, что получает ребенок.

  • Приготовление пюре Овощи тщательно моются, очищаются от кожуры, варятся на медленном огне, а затем измельчаются до гомогенной пюреобразной консистенции.
  • Приготовление каши Крупа промывается, высушивается, измельчается в блендере или кофемолке, варится и вновь при необходимости измельчается до получения однородной сметанообразной консистенции.

— У чего больше преимуществ — у домашнего прикорма или продукта, купленного в магазине?

— Для первого прикорма предпочтительнее продукты промышленного производства.

Они имеют строго сбалансированный состав в соответствии с детскими возрастными потребностями, для их приготовления используется качественное сырье, а технология производства позволяет сохранить максимальное количество микронутриентов.

Кроме того, проследить, откуда привезены в магазин тот или иной овощ, фрукт или крупа, из которых мы готовим дома, невозможно. А безопасность детского пюре и каш подтверждается обязательной сертификацией и строгим контролем качества на всех этапах их производства и реализации.

Нормы ввода прикорма

— Можно ли давать прикорм вместе с грудным молоком или смесью?

— Прикорм следует всегда давать до кормления грудью или из бутылочки. Например, ребенок съел всего 50 г пюре, а по возрасту объем кормления составляет 150 мл. Тогда докорм смесью идет в объеме, не превышающем возрастную норму, то есть в нашем случае это 100 мл. Докорм грудью может быть в любом объеме.

Суточная норма прикорма

  • Первый прикорм: один основной вид прикорма (после полного ввода в рацион) заменяет одно кормление, все остальные кормления дается мамино молоко/молочная смесь.
  • Второй прикорм: если начали с овощей, то одно кормление — пюре, второе кормление — каша, все остальные — также молоко либо смесь.

— Существует ли универсальная схема ввода прикорма?

— Врачебные рекомендации существуют. Однако перед началом прикорма обязательна консультация вашего педиатра для оценки готовности ребенка и выявления противопоказаний.

Изменения в схеме введения прикорма зависят от медицинских показаний, степени доношенности, массо-ростовых показателей, индивидуальных предпочтений младенца, а также от традиций питания в каждой семье.

Ориентировочные нормы прикорма приведены ниже.

Таблица. Нормы прикорма по месяцам в граммах

Проблемы с прикормом

— Какой может быть детская реакция на незнакомую пищу?

— Введение прикорма — своего рода испытание для маленького организма. Важно начать прикармливать малыша вовремя, соблюдая принцип постепенности. Однако не всегда все проходит гладко.

Наиболее распространенные функциональные расстройства при введении прикорма:

  • колики;
  • вздутия;
  • появление или усиление срыгиваний;
  • запор или послабление стула;
  • редко тошнота или рвота.

Если все эти явления носят временный характер, не приводят к нарушению общего самочувствия, возникают только при употреблении определенного продукта и исчезают после его исключения, то, вероятно, из-за функциональной незрелости органов пищеварения ребенок еще не готов к изменению рациона. Стоит немного подождать, а после при возобновлении симптомов попробовать другой продукт или сделать перерыв в прикорме на некоторое время.

Прекратить прикорм и срочно обратиться к врачу для выявления причины проблем следует, если:

  • изменения в состоянии здоровья носят стойкий характер;
  • малыша беспокоят постоянные боли в животе, упорные срыгивания, рвота;
  • самостоятельный стул отсутствует либо в стуле появляются патологические включения в виде слизи или прожилок крови.

— Как добавлять в прикорм ребенка дополнительные продукты, чтобы минимизировать риски?

— При назначении прикорма следует соблюдать следующие правила:

  1. Не увлекаться большими дозами: новый овощной или злаковый прикорм предлагают в небольших количествах, доводя объем до возрастной нормы в течение недели. При этом внимательно наблюдают за поведением ребенка, чистотой его кожи, характером стула.
  2. Незнакомый продукт не дают во второй половине дня, в период болезни, прорезывания зубов, до и после прививки.
  3. Первыми малыш пробует монокомпонентные блюда, после — сложносоставные.
  4. В 9-10 месяцев пюреобразные продукты постепенно вытесняются мелкоизмельченными.
  5. Прикармливают всегда с ложки перед прикладыванием к груди или бутылочке.
  6. Важно сохранить лактацию, поэтому после основного приема пищи ребенку следует предложить грудь.

Прикорм — интересный и важный этап первого года жизни. Правильная организация прикармливания поможет не только предупредить множество проблем со здоровьем малыша, но и скорректировать имеющиеся. Для того чтобы знакомство с новой пищей прошло гладко и не добавило хлопот маме, стоит соблюдать простые правила, все свои действия согласовывать с педиатром, начинать введение прикорма только после оценки готовности малыша и, по возможности, со специального детского питания в баночках и пачках. Врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *